Алалия у детей: симптомы, причины и лечение

Алалия у детей

На сегодняшний день из многочисленного списка детских болезней относящихся к нарушению речи именно алалия считается докторами наиболее тяжелым недугом в плане диагностирования симптомов, проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.

Этимология заболевания

Алалией, либо же данное заболевание специалисты именуют «отсутствием речи» принято называть состояние, образовавшееся в результате поражения нормального функционирования отделов головного мозга. Оно выражается в отсутствие у ребенка способности разговаривать.

При установлении подобного диагноза следует отличать детей, у которых была констатирована немота, а также к заболеванию не стоит относить малышей с признаками умственной отсталости. В первом случае больной ребенок сможет реагировать на посторонние звуки, во втором – у таких детей наблюдается сниженный интеллект, который не подвергается коррекции и восстановлению даже после проведения интенсивной реабилитации.

У детей, больных алалией, может наблюдаться нарушение умственного развития, возникающее на фоне отчуждения ребенка от других детей, что связано с отсутствием речи, слабым багажом знаний, плохой памятью, проблемами с полноценным восприятием учебного материала.

Реабилитация помогает восстанавливать маленьким пациентам интеллект, благодаря этому они в дальнейшем могут успешно заниматься по курсу учебной программы, рассчитанной на массового школьника.

Алалия у мальчика

Причины возникновения заболевания

Напрямую развитие у детей алалии связано с поражением головного мозга, происходящим, как в период внутриутробного развития, так и на первом году жизни маленького человека.

Первый год жизни ребенка обусловлен интенсивным формированием отделов головного мозга, следовательно, структуры самого мозга могут подвергаться каким-либо патологическим воздействиям. На плод во время беременности негативное воздействие могут оказывать:

  • Различные инфекции.
  • Гипоксия, выраженная в хронической форме.
  • Вредные привычки будущей матери, выражающиеся в употреблении алкогольной и табачной продукцией.
  • Выраженная маточно-плацентарная недостаточность.

Повреждение детского головного мозга может появиться во время родов, оно связано с развитием у новорожденного острой гипоксии.

Алалия у девочки

Первый год жизни ребенка среди специалистов принято считать самым опасным, что в свою очередь тесным образом связано с:

  1. Перенесением тяжелых вирусных инфекции (краснуха, энцефалит).
  2. Травматическим повреждением головного мозга (закрытые черепно-мозговые травмы, ушибы).

Диагноз подобного характера устанавливается в возрасте 2,5 – 3-х лет. К обозначенному возрасту у ребенка должен будет сформироваться свой небольшой словарный запас, выражающийся в словарных формах. Ребенок активно начинает использовать в речи числительные и падежные наклонения.

В более раннем возрасте специалист может только лишь заподозрить у ребенка наличие алалии, что происходит вследствие формирования словарного багажа у детей. При обнаружении данного заболевания родители должны будут обратиться за квалифицированной помощью к логопеду.

Ребенок занимается с логопедом

Симптоматика заболевания

Развитие такого заболевания, как алалия, связано с нарушением деятельности некоторых участков головного мозга. Специалисты отмечают, что данная патология развивается в связи с поражением центров Брока и Вернике – двух важных структур больших полушарий, отвечающих за формирование речевой способности.

Выделяют 2 вида заболевания:

  1. Моторная алалия.
  2. Сенсорная алалия.

При возникновении моторной алалии у ребенка наблюдается поражение работы центра Брока, что может являться следствием чрезмерной гиперопеки ребенка, связанной с перенесением в раннем возрасте тяжелых заболеваний, либо же с тяжелой родовой деятельностью. В таких семьях дети упрямы, капризны, очень раздражительны. Дети, болеющие моторной алалией, не могут самостоятельно пользоваться примитивными навыками самообслуживания:

  • Застегнуть пуговицы на одежде.
  • Завязать шнурки на обуви и так далее.

У них наблюдается нарушение в координации движения:

  • Постоянно спотыкаются и падают.
  • Не могут прыгать на одной ноге.
  • Не могут самостоятельно пройти по бревну.

У таких детей речь может отсутствовать полностью, либо же речь присутствует, но могут наблюдать незначительные отклонения.

Моторная алалия имеет главную особенность – ребенок путается в числах и падежных склонениях слов. Он может показать картинку на которой, к примеру, будет пить молоко одна кошка, но не сможет показать изображение, на котором будут нарисованы пьющими молоко несколько кошек. Ребенок при данном заболевании может понимать лишь лексическую семантику слова, но не числовую.

При сенсорной алалии происходит нарушение центра Вернике. Этот вид алалии характеризуется тем, что ребенок, слыша определенное слово, не может его связать с предметом, то есть он не понимает смысла услышанного им слова. При подобной форме нередко детям устанавливается неверный диагноз, их могут причислить к слабослышащим.

При установлении такого диагноза, как сенсорная алалия, целесообразнее всего родителям будет показать своего ребенка такому специалисту, как сурдолог, который используя специальную аппаратуру определит качество слуха. Стоит отметить, что сенсорная алалия встречается крайне редко, она прекрасно подвергается коррекции.

Лечение заболевания

Самым распространенным средством устранения у детей алалии считается стимуляция определенных участков кожного покрова с использованием низкочастотных импульсов тока. Данные участки выступают в виде проекции речевых зон мозга, во время их стимуляции происходит воздействие на нервные окончания. Данный метод не считается эффективным вследствие неимения научно-обоснованной базы его применения.

Самым приемлемым методом избавления от алалии считается практика применения логопедического массажа, направленного на стимулирование необходимых мышц, принимающих участие в формировании того или иного звука.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>